Законодательство
городов Южного Кузбасса

Беловский р-н
Гурьевский р-н
Кемеровский р-н
Ленинск-Кузнецкий р-н
Междуреченский р-н
Новокузнецкий р-н
Прокопьевский р-н
Таштагольский р-н
Южный Кузбасс

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации г. Белово от 17.04.2006 № 87-п
"О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ГОРОДА БЕЛОВО ДО 2010 ГОДА"
(вместе с "КОНЦЕПЦИЕЙ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ГОРОДА БЕЛОВО 2010 ГОДА")

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Вступил в силу с 17 апреля 2006 года (пункт 3 данного документа).



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА БЕЛОВО

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 апреля 2006 г. № 87-п

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ГОРОДА БЕЛОВО
ДО 2010 ГОДА

В целях улучшения структуры потребительского рынка и сферы услуг города Белово, определения приоритетных направлений развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания:
1. Утвердить Концепцию развития потребительского рынка города Белово до 2010 года (приложение № 1).
2. Контроль за исполнением Постановления возложить на заместителя Главы города Г.С. Кузнецова.
3. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Глава
города Белово
Е.А.ПАНОВ





Приложение № 1
к Постановлению Администрации
города Белово
от 17.04.2006 № 87-п

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ГОРОДА БЕЛОВО 2010 ГОДА

Введение

Концепция рассматривает вопросы современного состояния и перспектив дальнейшего развития отраслей потребительского рынка в городе Белово. Она направлена на поддержку торговли, общественного питания и бытового обслуживания и призвана содействовать развитию экономики города и удовлетворению потребностей населения и предприятий в товарах и услугах.
Целью разработки Концепции является определение направлений развития оптовой, розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, обеспечивающих развитие предприятий всех форм собственности, их хозяйственных связей с местными и отечественными производителями для наполнения рынка современными высококачественными товарами и услугами, достижение на этой основе роста занятости, доходов и благосостояния населения города.

I. Современное состояние потребительского рынка города
Белово

За период реформ на потребительском рынке города Белово произошли коренные экономические и социальные изменения. При этом решены главные системные задачи: сформирована рыночная инфраструктура отрасли, созданы организационные, экономические и правовые условия для дальнейшего развития потребительского рынка на базе частной предпринимательской инициативы.
В результате приватизации и коммерциализации сектор частного предпринимательства занял ведущее положение на потребительском рынке. На его долю приходится 86,4% от общего объема розничного товарооборота, более 89,7% объемов общественного питания и 89% реализации бытовых услуг. Субъектами потребительского рынка в равной степени являются предприятия различных организационно-правовых форм и индивидуальные предприниматели.
В этих условиях основными средствами воздействия органов местного самоуправления на процессы развития потребительского рынка стали межотраслевая координация и правовое регулирование этих процессов, а также саморегулирование участников хозяйственных отношений. Такая координация, реализация активной политики Администрации города Белово в сфере торговли, проводимая в соответствии с "Концепцией развития торговли и общественного питания в г. Белово на 2002 - 2005 годы", утвержденной Постановлением № 24-п от 11.02.2002, в сочетании с частной предпринимательской инициативой, свободным ценообразованием, развитием конкурентной среды и другими факторами рыночной экономики, обеспечили высокую насыщенность потребительского рынка товарами и услугами в широком ассортименте.
Число ассортиментных разновидностей продовольственных товаров в крупнейших магазинах города превысило 10 тысяч наименований. Населению города оказывается широкий набор бытовых услуг.

Основные итоги развития потребительского рынка за период
действия Концепции развития торговли и общественного питания
в городе Белово на 2002 - 2005 годы

Торговля и общественное питание

В этот период в сфере торговли сложилась устойчивая тенденция роста объемов розничного товарооборота не только в стоимостной, но и в товарной массе. Это одна из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики города. Ежегодный темп прироста в последние годы составляет в среднем 12,6%. За период действия Концепции оборот розничной торговли вырос в текущих ценах с 2,4 млрд. рублей (в 2001 г.) до 5,1 млрд. рублей (в 2005 г.), или в 2,1 раза, в сопоставимых ценах - в 1,4 раза.
Объем оборота розничной торговли в 2005 году составил 5,1 млрд. рублей, что на 12,0% больше, чем в 2004 году (в сопоставимых ценах).
Такая же тенденция характерна и для общественного питания: ежегодные темпы роста оборота - 4,2%. В 2001 г. оборот общественного питания составлял 68,4 млн. рублей, а в 2005 году - 130,7 млн. рублей, индекс физического объема составил 117,2%.
Оборот розничной торговли на душу населения в 2005 году составил 33918,5 рублей, индекс физического объема к уровню 2001 г. - 155,2%, т.е. в среднем каждый житель города приобрел в 1,5 раза больше товаров, чем в 2001 году.
Оборот общественного питания на душу населения в 2005 году достиг 868,8 рублей и увеличился по сравнению с 2001 г. на 108%.
Что касается отдельных территорий города, то здесь картина очень контрастная. Если в центральной части города душевой оборот розничной торговли в 1,5 раза превышает среднегородской (33,9 тыс. рублей на душу населения), то в поселке Инской он ниже в 1,4 раза (23,8 тыс. руб.).
Это объясняется тем, что наибольшие объемы товарооборота, как правило, приходятся на центры городов с относительно высоким уровнем доходов населения, разнообразием форм организации торговли, вовлечением в сферу торгового обслуживания не только жителей этой части города, но и населения близлежащих поселков.
Одна из положительных тенденций в развитии торговли, наметившихся в последние годы, - это увеличение доли покупок товаров в организованной тортовой сети. В 2004 году розничный товарооборот на 74,3% формировался торгующими организациями, а продажа товаров на рынках составила 25,7% (в 2001 г. - 26,7%). Данная тенденция нашла свое продолжение и в текущем году - сегодня на долю рынков приходится всего 21,3%.
Это свидетельство того, что розничная торговля приобретает все более цивилизованный характер. Большинство магазинов ориентируется на удовлетворение потребностей населения с разным уровнем доходов, а качество товаров в стационарной розничной сети значительно выше. Кроме того, с ростом доходов населения фактор цены (что является преимуществом рыночной торговли) уже не всегда является определяющим при выборе места совершения покупки, и покупатели отдают предпочтение торговым точкам с большим уровнем комфорта и более высоким уровнем обслуживания. Да и арендная плата за торговые места на рынках не всегда так низка, чтобы обеспечить сильный разрыв по ценам в сравнении с магазинами или торговыми центрами, которые добиваются от поставщиков значительных скидок благодаря большим объемам.
Сегодня на потребительском рынке города работает 1140 предприятий, из них 595 магазинов, 50 общедоступных предприятий общественного питания, 189 предприятий бытового обслуживания.
За 2005 год введено в эксплуатацию предприятий торговли на 6,7 тыс. кв. метров, предприятий общественного питания на 178 посадочных мест, открыто 23 объекта бытового обслуживания на 118 рабочих мест.
Среди новых объектов торговли, введенных в последние годы, можно отметить: Торговый центр "Инской", магазин "Народный", магазины "Гулливер" и "Гулливер плюс", торговый центр "На Песчаной", магазин "Эльдорадо", магазин "Фабрика штор и карнизов".
Появились новые интересные предприятия общественного питания: ресторан "Крепость", кафе "Галактика".
Происходит качественное изменение материально-технической базы предприятий отрасли: все больше магазинов переходят на использование современных методов обслуживания и новейших торговых технологий.
Развиваются розничные торговые сети. Всего на территории города действует 19 торговых сетей, включающих более 80 торговых подразделений.
В основном, активно развиваются два направления - продуктовые сети и сетевые магазины бытовой техники. Наиболее крупные из них: ООО "Торговый Дом "Каравай", ЗАО "Система "Чибис", ООО "Молодежный".
Развитие торговых сетей положительно сказывается на качестве жизни населения. Сетевым структурам гораздо легче создать широкий ассортимент товаров и высокий уровень обслуживания, внедрять новейшие торговые технологии, более современные методы работы с клиентами, им легче получить кредит в банке. Кроме того, за счет большого объема закупок они получают большие скидки от поставщиков, а следовательно, могут поддерживать более низкий уровень цен, чем отдельные магазины.

Социально ориентированная торговля

Сегодня, когда доходы населения в значительной мере дифференцированы, одной из главных проблем развития потребительского рынка города является обеспечение экономической (ценовой) доступности товаров и услуг для всех социальных групп населения.
Поэтому одной из основных задач, на решение которых направлены усилия Администрации города в сфере потребительского рынка, является развитие социально ориентированной торговли, услугами которой, в первую очередь, пользуются малообеспеченные категории населения, ветераны, пенсионеры.
В городе действует 2 предприятия розничной торговли социальной направленности - это губернские магазины.
Их развитию, так как они являются наиболее эффективным и востребованным форматом социально ориентированной торговли, уделяется большое внимание.
Первый Губернский магазин был открыт в 2003 году на базе ОАО "Беловохлеб", входящего в Ассоциацию хлебопеков и мукомолов Кузбасса.
В 2005 году губернский магазин был открыт в системе потребительской кооперации.
Основная цель их создания - улучшение обеспечения социально незащищенных категорий населения высококачественными продовольственными и промышленными товарами по доступным ценам.
Предельные цены на основные продукты питания, реализуемые в губернских магазинах, согласовываются с департаментами сельского хозяйства и продовольствия, пищевой перерабатывающей промышленности, цен и тарифов Администрации области. Уровень цен на 10 - 15% ниже сложившихся в розничной торговле города.
Благодаря своей ценовой политике, губернские магазины пользуются большой популярностью у населения.
Деятельность губернских предприятий находится под пристальным вниманием Администрации города и контролирующих органов. Организация торговли, наличие обязательного ассортимента продовольственных товаров, качество, уровень цен - все эти вопросы постоянно контролируются отделами по развитию потребительского рынка и услуг, цен и тарифов, территориальным органом Роспотребнадзора.

Бытовое обслуживание населения

Рынок бытовых услуг до 2005 года по сравнению с рынком товаров развивался в городе более медленными темпами. Эта сфера в меньшей степени привлекает частных инвесторов, поскольку вливание капитала не дает такой быстрой отдачи, как от торгово-посреднической деятельности.
За 2005 год населению города оказано бытовых услуг на 27126,3 рублей (114,5% к уровню 2004 года в сопоставимых ценах).
В среднем по городу объем бытовых услуг на душу населения составил в прошлом году 180,2 рубля (в 2004 г. - 137 рублей).
Населению города предоставляется более 13 видов различных бытовых услуг. Наиболее востребованы парикмахерские услуги, ремонт и пошив швейных изделий, ремонт автомотосредств. Несмотря на то что в последние годы появляются и развиваются новые виды бытовых услуг: обслуживание и прокат компьютерной техники, прокат свадебных платьев, услуги дизайна, кино-, фотолабораторий, нянь, гувернанток, уборка квартир, доставка продуктов, цветов и т.д., ассортимент предлагаемых бытовых услуг достаточно ограничен. В городе крайне слабо развиты услуги химической чистки одежды, прачечных.
Бытовые услуги населению города оказывают 168 субъектов предпринимательской деятельности. В отрасли занято более 680 человек.
Основная часть предприятий бытового обслуживания имеют слабую материально-техническую базу, медленно внедряются современное оборудование и передовые технологии; низкий уровень рентабельности. Длительные сроки окупаемости сдерживают привлечение в отрасль необходимых инвестиций.
За 2005 год в городе открыто 23 предприятия бытового обслуживания на 118 рабочих мест.
В целом итоги развития потребительского рынка города Белово свидетельствуют о наличии предпосылок его дальнейшего динамичного качественного и количественного роста.

II. Цели и задачи развития потребительского рынка города

За период рыночных преобразований сфера потребительского рынка претерпела коренные изменения. Сформировалась динамичная конкурентная среда, высокая предпринимательская и инвестиционная активность, увеличивается количество и разнообразие торговых предприятий. Потребительский рынок сегодня - один из важных источников пополнения доходной части бюджета города и увеличения занятости населения.
В настоящее время в развитии потребительского рынка можно выделить следующие основные проблемы:
- отсутствие скоординированного подхода к планированию и размещению торговой сети, предприятий общественного питания и бытового обслуживания;
- неравномерность обеспеченности населения объектами торговли и услуг по отдельным территориям города;
- материально-техническая база предприятий потребительского рынка недостаточно развита и требует новых технологических решений и технологий;
- недостаточны темпы развития торговых сетей;
- имеются факты теневого оборота;
- ощущается недостаток и остается низкой квалификация персонала, занятого в отрасли.
Одной из главных проблем, которая требует решения в рассматриваемой перспективе, является обеспечение ценовой доступности товаров и услуг для всех социальных групп населения.
Поскольку механизмы рыночного саморегулирования эффективны лишь для покрытия спроса и удовлетворения потребностей социальных групп населения с высоким и средним уровнями доходов, в отношении малообеспеченных категорий граждан должны быть реализованы меры по их поддержке, а также мероприятия по приоритетному развитию социально ориентированной сети торгового и бытового обслуживания.
Целью развития потребительского рынка в городе является наиболее полное удовлетворение спроса беловчан на потребительские товары, торговые и бытовые услуги и услуги общественного питания в широком ассортименте, по доступным ценам при гарантированном качестве и безопасности.
Для достижения этой цели целесообразно решение следующих задач:
- формирование оптимального размещения сети объектов потребительского рынка, обеспечивающего территориальную доступность товаров и услуг по всей территории города;
- развитие инфраструктуры потребительского рынка и услуг;
- формирование социально ориентированной системы торгового обслуживания, обеспечивающей ценовую доступность продовольственных товаров для всех социальных групп населения;
- формирование развитой системы товародвижения, создающей благоприятные условия для повышения эффективности функционирования потребительского рынка, вовлечения дополнительных ресурсов в денежный оборот и улучшения общей экономической ситуации в городе;
- обеспечение в сфере потребительского рынка баланса интересов потребителей, предпринимателей и государства на основе совершенствования правового регулирования, форм и методов координации и контроля, а также развития механизмов саморегулирования рынка;
- создание благоприятных условий для развития предпринимательства в сфере потребительского рынка;
- развитие конкуренции на потребительском рынке;
- формирование нормативного правового и информационного обеспечения потребительского рынка;
- обеспечение безопасности и качества производимых и реализуемых товаров, торговых, бытовых услуг и услуг общественного питания;
- развитие кадрового потенциала, создание системы обучения, повышения квалификации кадров.

III. Основные направления развития потребительского рынка
города Белово

III.1. Основные направления развития оптовой торговли

Основной задачей развития оптовой торговли города Белово является формирование развитой системы товародвижения, создающей благоприятные условия для повышения эффективности функционирования потребительского рынка, вовлечения дополнительных ресурсов в денежный оборот и обеспечения продовольственной безопасности.
Считать основными направлениями развития оптовой торговли в городе:
- создание системы оптового продовольственного рынка, в том числе специализированного, который должен ориентироваться не только на город, но и на соседние территории;
- формирование системы логистического обслуживания, предусматривающей:
- создание условий для организации торгово-транспортных организаций;
- развитие организаций, оказывающих логистические услуги.
Создание системы оптовых рынков позволит привлечь в город финансовые средства покупателей товаров и услуг из других регионов, оздоровит конкурентную среду и позитивно повлияет на инфляционные процессы, снижение доли теневого оборота, создаст барьеры для поступления на потребительский рынок некачественной и контрафактной продукции и товаров.
Важным элементом оптовой инфраструктуры города являются организаторы оптового оборота - оптовые ярмарки, выставки-ярмарки.
Необходимо содействовать более продуктивной деятельности выставок и ярмарок, которые обеспечивают расширение потребительского рынка в городе за счет установления межгородских хозяйственных связей.

III.2. Основные направления развития розничной торговли

Розничная торговля - основное звено всей системы торгового обслуживания населения. Современные тенденции ее развития основываются прежде всего на соотношении магазинных и внемагазинных форм продажи товаров, т.е. стационарной торговой сети, мелкорозничной торговли и рынков.
Концепция исходит из того, что розничная торговля призвана существенно улучшить качество обслуживания населения при расширении своего типового разнообразия, территориального развития и доступности.
Развитие розничной торговли в городе Белово на прогнозируемый период предполагает развитие как стационарной торговой сети, так и мелкорозничной и рыночной торговли.
Считать основными направлениями развития:
Стационарной торговли:
- оптимизацию сети и качественное улучшение ее структуры за счет роста числа крупных современных торговых объектов (гипермаркетов, супермаркетов, торговых центров и так далее);
- социальную ориентацию объектов торговли;
- создание эффективной конкурентной среды как фактора сдерживания роста цен и предотвращения монополизации отдельных сегментов рынка;
- развитие сетевого принципа организации торговли, привлечение в город Белово крупных компаний, занимающихся созданием и эксплуатацией крупных торговых сетей;
- обеспечение условий для создания в жилых кварталах магазинов пешеходной доступности для населения.
Мелкорозничной торговой сети и рынков:
- перевод хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю в объектах и комплексах (зонах) мелкорозничной торговли некапитального характера, в многопрофильные торговые комплексы (центры);
- сохранение (создание) сельскохозяйственных рынков в инфраструктуре торговой сети;
- модернизацию городских сельскохозяйственных рынков, объектов и комплексов (зон) мелкорозничной торговли, мелкорозничной торговой сети;
- создание и сохранение ярмарок по реализации сельхозпродукции, произведенной хозяйствами, фермерами, садоводами-огородниками.
Основываясь на перечисленных направлениях развития, инфраструктура розничной торговли обеспечивает разнообразие форм торгового обслуживания, которые будут удовлетворять потребности самых широких слоев населения.
Усиление социальной направленности в развитии потребительского рынка города предусматривает приоритетное развитие сети торговых предприятий для социально незащищенных слоев населения.
Одним из направлений в развитии социально ориентированной торговли является дальнейшее развитие в городе сети губернских магазинов, а также социальных магазинов (типа "Пенсионер", "Ветеран", "Народный гастроном" и др.) и комиссионной торговли.
Новое качественное развитие в системе торгового обслуживания могут получить продовольственные рынки, которые могут ориентироваться на реализацию продуктов фермерских хозяйств и садоводческих обществ, сезонные распродажи, реализацию изделий кустарного промысла.

III.3. Основные направления развития общественного питания

Одной из приоритетных задач в сфере общественного питания города является создание многообразия предприятий общественного питания, отвечающих особенностям современного состояния социально-экономического развития города.
В условиях современных рыночных отношений, складывающихся на потребительском рынке города, развитие предприятий общественного питания может идти в следующих направлениях:
1. Коммерческие предприятия общественного питания, основная задача которых - создание услуг, соответствующих спросу, существующему на рынке, и получение в результате этого прибыли. Это предприятия открытой сети, которые могут работать в разных форматах, определяемых сегментом обслуживаемых потребителей.
2. Вторая группа - это предприятия социальной сферы, которые не являются коммерческими, и основная задача их - предоставление услуг определенным слоям населения: детям, пожилым людям, работникам промышленных предприятий и т.д. Причем, эти предприятия могут работать как составляющая структура при какой-либо коммерческой организации (например, шахта, разрез) и вести коммерческую деятельность, позволяющую им частично покрывать свои затраты; частично либо полностью находиться на балансе соответствующей организации. Например, предприятия питания при больницах, детских домах и т.д.
Сегодняшние тенденции развития коммерческих предприятий питания говорят о том, что этот бизнес развивается с учетом западного направления организации производства. Это такие модные и востребованные форматы заведений, как: фаст фуд, ресторанный бизнес, бары и пабы разной специализации, кофейни различной направленности.
В сфере ресторанного бизнеса будут преобладать демократичные рестораны, рассчитанные на публику в среднем ценовом интервале, количество которой преобладает, особенно в небольших городах, таких как город Белово. Причем, среди недорогих заведений данного типа должно будет появляться все большее количество предприятий смешанного типа, таких как: ресторан-кафе, ресторан-клуб, ресторан-пиццерия. Наиболее типичные ресторанные концепции:
1. Консервативно-классический стиль заведения.
2. Рестораны русской кухни с узнаваемой русской гастрономической традицией.
3. Рестораны, рекламирующие определенные классические или фирменные блюда, например, фондю, мясо на вертеле и т.д.
4. Многофункциональные заведения "все в одном", например, суши-бар с танцполом, диванные с кальяном и т.д.
5. Рестораны, специализирующиеся не только на какой-то одной кухне, но и на смешанной (стиль фьюджи), например, тайской, русской, японской или японско-китайской.
Для демократичных ресторанов характерен принцип сетевого бизнеса, который затрагивает не только вопросы логистики, кадровой политики, маркетинга, но и вопросы коммуникации внутри компании и за ее пределами, суть которых состоит в определении функциональных обязанностей высшего звена управления, выполняющего лидирующую роль в конкретизации и раскручивании бренда той или иной сети.
Все это позволяет делать демократичные рестораны более доступными, дешевыми и востребованными.
Кейтеринг (выездное обслуживание) как форма обслуживания потребителей является перспективным направлением ресторанного сервиса. Причем, эта концепция может работать как самостоятельное направление, так и в сочетании с любым форматом заведения (дорогим или демократичным), Предприятия фаст фуд - еще одно интересное и наиболее перспективное направление в сфере услуг питания. Концептуально эти предприятия могут работать на разный сегмент потребителя:
- первое - это предприятия, которые могут работать в формате демократичного ресторана, имеющие дорогой интерьер, часто меняющийся ассортимент и частичное обслуживание официантами. К фаст фуду их можно причислить только за то, что в них используется большое количество элементов "быстрой еды и быстрого обслуживания". Это такие элементы, как: шведский стол, салат-бар, горячий бар и т.д.;
- второе - это предприятия по типу кафе, такие как: Макдональдс, Сбаро и др. - это уютные, комфортные и вполне вместительные заведения. Как правило, эти предприятия позиционируют себя как семейные, куда приятно прийти всей семьей или в компании с друзьями, чтобы не просто перекусить, но и довольно плотно пообедать. Ассортимент в этих предприятиях меньше, чем в первых, но вместе с тем достаточно широк.
Как первые, так и вторые форматы заведений могут включать какие-либо дополнительные самостоятельные концепции, такие как: чайный бар, пивная стойка, бильярдный зал и т.д.
Предприятия уличной торговли - третий вид концепций заведений фаст фуд. Самые демократичные и доступные заведения.
Как правило, концепция последних предприятий фаст фуд строится на каком-либо монопродукте - например, блины, картофель, пицца, на основе которого разрабатывается последующая линейка блюд.
Среди коммерческих перспективных форматов в направлении еда-отдых следует также отметить такие форматы, как: кофейни, пивные бары, которые также в зависимости от выбранной концепции (дорогое или недорогое) будут отражать не только ассортимент выбранной продукции, но и форму обслуживания, круг потребителей, цену и другие концептуальные критерии.
Таким образом, прогнозируя развитие общественного питания в городе можно предположить:
1. Индустрия питания в своем развитии будет следовать основным европейским тенденциям.
2. Важнейшим фактором потребительского спроса демократичного рынка будет являться время и комфорт.
3. Эластичность (размывание) форматов - один из способов привлечения и удержания клиентов.
4. Спрос на здоровое и вкусное питание вне дома как основное требование будет определять появление новых форматов, таких как: семейные клубы, рестораны легкой пищи и др.
Некоммерческие предприятия общественного питания могут работать в любых концептуальных направлениях, которые выбирает руководство головного предприятия.

III.4. Основные направления бытового обслуживания населения

Основной целью развития сферы бытового обслуживания населения в прогнозируемый период является удовлетворение растущего спроса населения города на услуги предприятий бытового обслуживания.
Основная задача - обеспечить ускоренное развитие отрасли в 2006 - 2010 годах.
В качестве основных приоритетов необходимо выделить:
- обеспечение ценовой и территориальной доступности услуг объектов бытового обслуживания для населения города;
- повышение уровня обслуживания и качества предоставляемых услуг;
- создание условий для развития деятельности по добровольной сертификации услуг бытового обслуживания.
Решение задачи повышения уровня обслуживания и качества оказываемых услуг предполагает, в первую очередь, расширение спектра оказываемых услуг, пользующихся спросом у потребителей, внедрение новых технологий в систему бытового обслуживания, обеспечение прав потребителей.
Основными путями решения поставленной задачи могут стать:
- развитие технических центров, имеющих разветвленную структуру филиалов и приемных пунктов, в части оказания услуг по ремонту и техническому обслуживанию бытовой техники и радиоэлектронных приборов;
- развитие сети комплексных предприятий бытового обслуживания (мини-дома быта), оказывающих услуги повседневного спроса;
- развитие услуг по приему заказов по месту проживания (на дому, в общежитиях), по месту работы;
- развитие услуг по химической чистке одежды и стирке белья методом самообслуживания;
- развитие услуг по приему заказов на обслуживание по телефону и сети Интернет;
- взаимодействие исполнительных органов местного самоуправления с некоммерческими организациями, ассоциациями, союзами, созданными по отраслевому принципу, в целях стабильного обеспечения населения высококачественными бытовыми услугами широкого ассортимента;
- проведение конкурсов, семинаров, выставок.
Для обеспечения территориальной доступности бытовых услуг необходимо:
- создание новых объектов бытового обслуживания;
- создание и модернизация небольших объектов бытового обслуживания, размещенных в торговых зонах, расположенных в районах массового проживания населения и интенсивных пассажиропотоков;
- предоставление площадей под объекты бытового обслуживания в строящихся торговых центрах.

IV. Принципы и содержание государственного регулирования
сферы потребительского рынка

Торговля, общественное питание и бытовое обслуживание населения являются одними из социально значимых отраслей национальной экономики. Удовлетворение общественных потребностей в товарах и услугах создает прочную базу для достижения экономической и политической стабильности, обеспечивает благоприятный морально-психологический климат среди населения. Именно социальная направленность отраслей потребительского рынка обусловливает необходимость их постоянного регулирования со стороны государства.
За последние десять лет российская внутренняя торговля и сфера услуг развивались в условиях рыночных преобразований, которые существенно повлияли на состояние потребительского рынка.
Новая ситуация на потребительском рынке требует качественно иных решений в области регулирования этой сферы. Его осуществление должно основываться на соблюдении следующих основополагающих принципов:
- отказ от управления хозяйственными субъектами и ориентация на управление процессами, протекающими на потребительском рынке;
- сведение административного воздействия к нормативно-правовому регулированию.
Концепция исходит из того, что в условиях свободной экономики вмешательство органов власти в развитие экономических процессов на потребительском рынке допустимо лишь для устранения возможных отрицательных последствий при смещении основных направлений его развития.
Стратегической целью регулирования торговой деятельности должно стать создание необходимых условий, при которых можно своевременно контролировать насыщение потребительского рынка, его безопасность и соблюдение интересов покупателей.
Основными задачами регулирования сферы потребительского рынка на городском уровне считать:
- развитие конкурентной среды и предупреждение возможных проявлений монополизма на потребительском рынке;
- развитие и совершенствование торговой инфраструктуры, обеспечивающей цивилизованные формы ведения торговой деятельности;
- укрепление нормативно-правовой базы в сфере торговли и услуг;
- эффективный контроль предприятий торговли и предприятий бытового обслуживания в части соблюдения качества и безопасности реализуемых товаров, уровня предоставляемых услуг и законодательства по защите прав потребителей;
- защита внутреннего рынка на основе поддержки местных товаропроизводителей.
Органы регулирования потребительского рынка Муниципального самоуправления должны заниматься конкретными вопросами торгового обслуживания, развития и размещения сети предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, регистрацией хозяйствующих субъектов, сбором оперативной и статистической информации, комплексом контрольных функций.

V. Основы обеспечения безопасности и качества товаров
и услуг

Основной целью системы обеспечения безопасности и качества товаров и услуг должно стать создание механизма предотвращения поступления на рынок некачественной продукции.
С 1 июля 2003 года вступил в силу Федеральный закон "О техническом регулировании", который коренным образом изменил существующую ранее систему сертификации и стандартизации.
Государство оставляет за собой выработку технических нормативов, связанных с безопасностью людей и окружающей среды.
Ответственность за качество продукции и предоставляемых услуг ложится на производителя и продавца с применением механизмов саморегулирования рынка.
В этих условиях особое внимание должно уделяться развитию системы добровольной сертификации - формы подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Как показывает практика, в предприятиях, сертифицировавших свои услуги, повышается культура обслуживания потребителей, растет уровень профессиональной подготовки кадров, сокращается количество нарушений.
Система добровольной сертификации должна быть ориентирована на решение следующих основных задач:
- обеспечение потребителю гарантии качества и безопасности товаров и услуг;
- содействие потребителю в компетентном выборе товаров и услуг;
- защита потребителя от недобросовестности продавцов и исполнителей бытовых услуг.
В решении задач обеспечения качества и безопасности товаров и услуг на территории города основную роль играют территориальные органы Роспотребнадзора, которые обеспечивают контроль в соответствующей сфере в пределах предоставленных полномочий.
Одним из основных условий повышения эффективности осуществления государственного контроля (надзора) в сфере потребительского рынка является проведение совместных плановых комплексных проверок на основе согласованного плана работы органов контроля (надзора) с участием органов местного самоуправления, в полномочия которых входят вопросы по координации потребительского рынка.
Таким образом, вопросы контроля за качеством товаров и услуг и защиты прав потребителей необходимо решать по следующим направлениям:
1. Обеспечивать сохранение и дальнейшее развитие систем добровольной сертификации услуг торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения.
2. Совершенствовать систему организации и координации контрольной деятельности в сфере потребительского рынка, повышать эффективность мероприятий по контролю при их одновременном сокращении.
3. Реализовывать комплекс мер по защите прав потребителей.

VI. Кадровое обеспечение деятельности отраслей
потребительского рынка в городе Белово

Конечный результат в торговле, общественном питании, сфере услуг во многом определяется человеческим капиталом. Профессионализм персонала, высокая культура обслуживания - залог успешного роста любого предприятия потребительского рынка.
Достижение нового качественного уровня торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения возможно только при наличии и дальнейшей концентрации в этих отраслях высокообразованных, квалифицированных руководителей и специалистов, владеющих методами современного управления, необходимой экономической, коммерческой, профессиональной подготовкой, при их активном и заинтересованном участии.
Основной целью работы по улучшению кадрового потенциала отраслей потребительского рынка является формирование на предприятиях торговли, общественного питания и бытового обслуживания персонала, обладающего современными знаниями, опытом профессиональной деятельности, высокой культурой.
Основными направлениями совершенствования этой работы могут стать:
- дальнейшее укрепление сотрудничества с отраслевыми средне-специальными и профессиональными учебными заведениями для подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников отраслей потребительского рынка;
- введение постоянно действующей системы повышения профессиональной квалификации руководителей предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, отвечающей современным требованиям рынка;
- усиление роли целевой подготовки специалистов по индивидуальным программам в рамках интересов работодателей на базе вузов торгово-экономического профиля;
- создание работникам условий для повышения квалификации, применение условий оплаты труда с учетом квалификации и конкретного вклада в работу предприятия;
- осуществление регулярных исследований проблем потребительского рынка, использование их результатов в практической деятельности, популяризацию результатов исследований;
- формирование положительного имиджа предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
- создание на базе крупных предприятий торговли и общественного питания учебных центров в целях повышения качества практической подготовки молодых специалистов.
Повышение уровня профессиональной подготовки персонала является важнейшей составляющей успеха любого предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания и может быть перспективным направлением в работе руководства компаний.
Обучение персонала предприятий может осуществляться собственными силами либо с привлечением сторонних организаций, с использованием тренинговых и индивидуальных программ подготовки, стажировок для руководителей, путем создания корпоративных центров обучения, формирования института наставничества.

Управляющий делами
Т.Ю.МИШИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru