Законодательство
городов Южного Кузбасса

Беловский р-н
Гурьевский р-н
Кемеровский р-н
Ленинск-Кузнецкий р-н
Междуреченский р-н
Новокузнецкий р-н
Прокопьевский р-н
Таштагольский р-н
Южный Кузбасс

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совета народных депутатов г. Мыски от 23.06.2005 № 49
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРОПАГАНДЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ДЕТСКОЙ, МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ Г. МЫСКИ "ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ - ЗДОРОВОЕ БУДУЩЕЕ"

Официальная публикация в СМИ:
"Мысковская газета", № 2, 07.07.2005 (приложение к газете "Знамя шахтера в новом тысячелетии")


Вступил в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования (пункт 3 данного документа).



СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ГОРОДА МЫСКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2005 г. № 49

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРОПАГАНДЫ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ДЕТСКОЙ, МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ Г. МЫСКИ
"ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ - ЗДОРОВОЕ БУДУЩЕЕ"

Руководствуясь ст. 16 Устава муниципального образования "Город Мыски", Совет народных депутатов муниципального образования "Город Мыски" постановил:
1. Утвердить Программу профилактики и пропаганды здорового образа жизни в детской, молодежной среде г. Мыски "Здоровое поколение - здоровое будущее".
2. Настоящее Постановление направить для официального опубликования в газету "Мысковская газета".
3. Настоящее Постановление вступает в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Комитет Совета народных депутатов муниципального образования "Город Мыски" по социальным, национальным вопросам и работе с молодежью (Л.Ю. Ермакова).

Председатель
Совета народных депутатов
города Мыски
В.П.АНТИПИН





Утверждена
Постановлением Совета
народных депутатов
города Мыски
от 23.06.2005 № 49

ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ И ПРОПАГАНДЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ДЕТСКОЙ
И МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ Г. МЫСКИ
"ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ - ЗДОРОВОЕ БУДУЩЕЕ"

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программа профилактики и пропаганды
Программы здорового образа жизни в детской и
молодежной среде г. Мыски "Здоровое
поколение - здоровое будущее".
Основания для - Приказ Минобразования России от
разработки Программы 05.02.2002 № 330 "О реализации решения
коллегии Минобразования России от
15.01.2002 № 1".
- Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 31.08.2000 № 1202-р.
- Приказ № 139 от 04.04.2003 "Об
утверждении Инструкции по внедрению
оздоровительных технологий в деятельность
образовательных учреждений".
- Закон Кемеровской области об
утверждении региональной целевой
программы "Образование и здоровье" на
2005 - 2007 годы (принятый 08.12.2004
№ 112-ОЗ).
- Приложение к закону Кемеровской области
от 20.12.2004 № 112-ОЗ "Региональная
целевая программа "Образование и
здоровье" на 2005 - 2007 годы".
- Концепция "Охрана здоровья населения
Российской Федерации" на период до 2005
года (распоряжение Правительства
Российской Федерации от 31.08.2000 N
1202-р).
- Концепция образовательной программы
для педагогов Минобразования РФ и
Управления социально-педагогической
поддержки и реабилитации детей
"Разработка городской и региональной
системы профилактики злоупотребления
психоактивными веществами детьми и
молодежью".
Разработчик Программы Городская психолого-медико-педагогическая
комиссия при ЦТРиГО г. Мыски,
муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7
г. Мыски, консультативно-диагностический
кабинет службы "Анти-СПИД" при ЦГБ
г. Мыски.
Руководители Программы Председатель психолого-медико-
педагогической комиссии г. Мыски
Сергиец И.А., психолог ПМПК г. Мыски
Черкашина Н.Н., директор МОУ сош № 7
г. Мыски Макеева С.А., заведующий
консультативно-диагностическим кабинетом
службы "Анти-СПИД" г. Мыски Кочетов Ю.И.
Цель Программы - Формирование, сохранение и укрепление
здоровья подрастающего поколения путем
реализации мер, направленных на изменение
образа жизни субъектов воспитательно-
образовательного процесса г. Мыски;
- формирование приоритетного у
подрастающего поколения отношения к
проблеме личного здоровья,
ориентированного на минимизацию факторов,
негативно влияющих на здоровье.
Задачи Программы - Осуществление комплексного мониторинга
состояния здоровья и адаптации субъектов
образовательного процесса;
- создание здоровьесберегающей среды в
образовательных учреждениях;
- осуществление комплекса взаимосвязанных
мероприятий, направленных на профилактику
злоупотребления психоактивных веществ и
ее медицинских последствий среди детей и
подростков;
- непрерывное образование педагогов и
учащихся по вопросам формирования,
сохранения и укрепления здоровья.
Ожидаемые конечные - Обеспечение межведомственного и
результаты реализации многоуровневого подходов в вопросах
Программы формирования здорового образа жизни;
- снижение заболеваемости, повышение
качества обучения школьников;
- создание банка данных о состоянии
здоровья детей от 0 до 18 лет;
- создание постоянно действующей
информационно-пропагандистской системы,
направленной на формирование здорового
образа жизни, профилактику заболеваний;
- изменение отношения детей и подростков
к ПАВ;
- формирование системы знаний о здоровье
и здоровом образе жизни, личностной
ответственности за свое здоровье.
Сроки реализации 2005 - 2007 гг.
Программы
Система организации Мониторинг физического и психического
контроля за выполнением здоровья, конференции, анализ и отчет об
Программы организации работы по здоровьесбережению
субъектов воспитательно-образовательного
процесса.

I. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Интерес к нефизиологическим аспектам заболевания также существует давно. Уже в 1948 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила здоровье как "состояние полного физического и социального благополучия, а не просто отсутствие заболевания или физического недостатка". К сожалению, сегодня состояние здоровья нашего населения никаким образом не соответствует тому определению, которое дает здоровью ВОЗ. Проблема ухудшающегося здоровья, в особенности подрастающего поколения, стала приоритетной проблемой Российской Федерации.
Состояние современных школьников в последние годы вызывает тревогу. По данным статистики считается, что в начальной школе количество здоровых детей не превышает 10 - 12%, в средних классах - 8%, а в старших - 5%. Половина детей 7 - 9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические заболевания. По данным Минздрава России:
- до 30% школьников заканчивают учебный день с признаками сильного и выраженного переутомления;
- повышенная невротизация диагностируется у 55% учащихся;
- в результате многочисленных неблагоприятных факторов, влияющих на организм ребенка, у 25% детей и подростков развивается синдром астенизации физического развития;
- за время обучения число детей с близорукостью увеличивается в 5 раз, распространенность заболеваний, ограничивающих выбор профессии, достигает 30%;
- распространенность психических заболеваний среди детей и подростков возрастает каждые 10 лет на 10 - 15%, психические заболевания являются причиной инвалидности с детства в 70% случаев, непригодности к военной службе - в 33%. В детских домах психически здоровы лишь 10%, а в приютах практически все дети имеют клинически выраженные нервно-психические расстройства.
Общая смертность населения в Российской Федерации в 1,5 раза выше, чем в развитых странах, младенческая смертность в 2 - 3 раза выше, что в значительной мере обусловлено многочисленными осложнениями беременности, родов и перинатальной патологией.
Значительно сократилась средняя продолжительность жизни, особенно мужчин. Серьезной проблемой для общества стали социально обусловленные болезни - алкоголизм, наркомания, туберкулез, ВИЧ-инфекция, инфекции, передающиеся половым путем.
Среди причин, негативно влияющих на состояние здоровья населения, необходимо отметить снижение качества жизни значительной части населения: низкий уровень заработной платы и пенсионного обеспечения, ухудшение условий жизни, труда, отдыха, состояния окружающей среды, качества и структуры питания и др., чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, в том числе санитарно-гигиенической, что способствует распространению вредных привычек и нездорового образа жизни.
По рейтингу Всемирной организации здравоохранения в государствах - членах ВОЗ, наша страна заняла "почетное" 127 место. Вряд ли заслуживает более высокого места страна, где возможны агрессивная реклама пива во всех средствах массовой информации, интенсивная реклама табачных изделий, влиянию которой легче всего поддаются новые юные потребители страны.
Состояние здоровья подрастающего поколения не без оснований тревожит не только работников здравоохранения и образования, но и всей общественности города. В г. Мыски проживает 45019 человек, из них 11559 - дети от 0 до 18 лет. В экологически неблагоприятном Кузбассе состояние здоровья детского населения значительно хуже, чем в целом по стране. Неуклонно увеличиваются показатели заболеваемости:
до 1 года:
61% - состояния перинатального периода
13% - врожденные аномалии и деформации
9% - болезни нервной системы
1 - 3 года:
56% - болезни пищеварения
18% - болезни органов дыхания
9% - состояния перинатального периода
7% - болезни крови
7% - расстройства питания
4 - 6 лет:
23% - болезни органов дыхания
23% - болезни органов пищеварения
10% - болезни костно-мышечной системы
7% - психические расстройства
7 - 9 лет:
17% - болезни органов дыхания
17% - болезни органов пищеварения
16% - болезни костно-мышечной системы
10% - психические расстройства
10 - 14 лет:
22% - болезни костно-мышечной системы
14% - болезни органов пищеварения
13% - расстройства питания
13% - болезни глаза
15 - 17 лет:
31% - болезни костно-мышечной системы
13% - болезни глаза
11% - психические расстройства
9% - болезни органов пищеварения
9% - расстройства питания
По данным МУЗ ЦГБ г. Мыски, число здоровых детей составляет 1 - 4%, часто и длительно болеющие дети составляют 9%, с хронической патологией у здоровых детей и подростков - 49%, с хроническими заболеваниями - 51%. Инвалидизация подрастающего поколения так же не оставляет нас равнодушными. В г. Мыски 421 инвалидов, из них с рождения - 68%, приобретенная инвалидность - 32%.
Здравоохранение, оценивая функциональное состояние детей и подростков, основываясь на совокупности признаков ВИД, ЦНС, эндокринных функций, уровня психоэмоционального и психомоторного тонуса, разделило мальчиков и девочек на группы здоровья (в сравнении с Всероссийскими):
Мальчики Девочки Всероссийские данные
I - 44% I - 53% I - 32%
II - 35% II - 37% II - 52%
III - 21% III - 10% III - 16%
Проблемы формирования ЗОЖ актуальны, несмотря на значительный рост числа информации, информированность недостаточна. Ярким подтверждением является рост числа социальных и психосоматических заболеваний, различных деформаций личности. В этой связи наиболее интересно изучение уровня информированности у детей подросткового возраста - того возраста, когда формируется личность, жизненные установки и происходит реальное знакомство с факторами, приводящими к дезадаптации, ухудшению показателей здоровья, а часто и к летальному исходу. Эти факторы можно отнести к разряду части управляемых и предотвратимых.
Данные социологических исследований, полученные в результате анкетного опроса учащихся школ города Мыски в течение 2003 - 2004 учебного года, показывают низкий уровень информированности по проблеме ВИЧ/СПИДа и факты саморазрушительного поведения подростков. В опросе приняли участие 819 учащихся, из них 13 - 15 лет - 507 (62%), 16 - 18 лет - 312 (38%). Распределение по полу оказалось следующим: мальчиков - 358 (43,7%), девочек - 461 (56,3%). Большей части подростков интересна информация о ВИЧ/СПИДе (86%), но обсуждают эту проблему лишь 54,6% респондентов, из них только 7% со специалистами. 30% респондентов отметили подростков, как наиболее подверженных риску заражения ВИЧ. Оценивая уровень осведомленности о путях передачи ВИЧ, необходимо отметить, что большинством учащихся усвоены основные моменты передачи ВИЧ-инфекции (93% указали на половой путь и 88% - заражение при употреблении внутривенных наркотиков), но не знают механизмы и специфические моменты. Опыт употребления препаратами конопли имеет 12,2% респондентов, эпизодического употребления внутривенных наркотиков имеет 0,9% респондентов. 39,6% респондентов имеет опыт сексуальных отношений, из них 25,6% с одним половым партнером, 7,2% имеют только случайные связи. Возраст сексуального "дебюта" у опрошенных подростков составляет 12 - 14 лет.
Такое состояние здоровья свидетельствует о низком уровне гигиенических и валеологических знаний, а также говорит о неэффективности существующих методологических подходов гигиенического воспитания подрастающего поколения, отсутствие здоровьесберегающей среды не только в образовательных учреждениях, но и в семье. Сегодня мы видим комплексный результат сложного взаимодействия человека с природой и обществом.
Успешность усвоения знаний в школе во многом зависит от здоровья ребенка. В свою очередь условия и режим обучения, несомненно, способны повлиять на развитие ряда заболевания. В соответствии с Законом РФ "Об образовании" школа должна создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.
Сегодня совершенно обоснованным становится требование о необходимости межведомственного взаимодействия в сохранении и укреплении здоровья детей. Минздрав РФ выдвигает задачу превращения образовательных учреждений в важный элемент в системе охраны здоровья подрастающего поколения. Вместе с тем, результаты социологических опросов показывают, что учителя не рассматривают сохранение здоровья учащихся как одну из задач школы. По их мнению, основная задача - образовательный процесс. Однако есть реальные предпосылки изменения позиции педагогов. Для этого они должны знать возможности анализа и коррекции здоровья школьников в повышении качества и эффективности образовательного процесса.
Медицинское обеспечение осуществляется сотрудниками детских поликлиник (врачи, фельдшера, медсестры). Также свои штаты имеет Комитет по образованию (старшие медсестры ДОУ). Контроль и ответственность за выполнением всех задач осуществляется учреждениями здравоохранения.
Задачами медицинского обслуживания в школах и ДОУ г. Мыски являются:
- создание здоровой среды образовательного учреждения;
- рациональная организация образовательного процесса, контроль за соответствием гигиенических норм;
- организационное и методическое обеспечение медицинского контроля за организацией и качеством питания, физического воспитания, трудового обучения.
Медицинские кабинеты являются структурными подразделениями образовательных учреждений. К сожалению, медицинские кабинеты в школах и ДОУ не соответствуют санитарным нормам: в школе № 6 он размещен в бывшем туалете, в школах № 7, 12 кабинеты вовсе отсутствуют. Медицинские кабинеты оснащены медицинским оборудованием неудовлетворительно: нет весов, ростомеров, мед. шкафов, тонометров, антибактериальных ламп. Обеспечение медикаментами на крайне низком уровне; нет необходимых средств для оказания первой медицинской помощи. Стоматологические кабинеты имеются в школе № 1, 2, 4, 5, но они даже не соответствуют санитарным нормам.
Школьная мебель устарела, нет возможности качественного подбора в соответствии с ростом детей, вследствие чего увеличился процент детей с заболеванием костно-мышечной системы. С возрастом процент таких заболеваний увеличивается.
Система здравоохранения ориентированна на лечение больных людей. К сожалению, так устроена страховая медицина: она платит за диагностику и лечение, а не за первичную профилактику. Следовательно, чем больше больных, тем больше средств в бюджете здравоохранения.
Система формирования здорового образа жизни в образовании на современном этапе находится в стадии развития. Это связано с изменением запросов современного общества, требующего от образования подготовки к жизни социально адаптивной, психически, физически и духовно здоровой личности. Динамизм современной ситуации определяется от части еще недостаточно обоснованной стратегией и тактикой профилактики, здоровьесбережения и пропаганда ЗОЖ. Вследствие этого, становясь приоритетом государственной политики, образования в формировании ЗОЖ нуждается в уточнении границ и компетенции, в определении роли и места ЗОЖ в жизни общества и каждого его представителя в частности.
У большинства подрастающего поколения отсутствует установка на здоровый образ жизни. Главной причиной такого положения является то, что в существующей системе образования недооценивается значимость психолого-педагогического аспекта формирования мотивационно-ценностных ориентации (знаний, мотивов, убеждений, потребностей) на здоровый образ жизни. В связи с этим возникает проблема создания определенной системы социально-педагогических мероприятий, формирующих сознание, духовность, культуру, индивидуальный образ жизни и направленных на сохранение и укрепление здоровья человека.
Воспитание потребности к самообразованию и познанию механизмов жизнедеятельности своего организма является стержневой основой по проектированию профилактических мероприятий, направленных на сохранение и улучшение личного здоровья подростка. Учитывая сегодняшнее состояние здоровья подрастающего поколения, в профилактических мероприятиях важно делать акцент на предоставление полной и интересной информации для воспитанников и учащихся образовательных учреждений города, необходимо разработать интегративный подход к воспитательно-образовательной деятельности.
Учитывая, что здоровье человека более чем на 50% определяется образом жизни, то есть поведением и отношением его к собственному здоровью и здоровью населения, разработана Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.08.2000 № 1202-р), предусматривающая в качестве одного из основных приоритетных направлений деятельности в сложившихся условиях формирование у подрастающего поколения навыков здорового образа жизни, повышения уровня санитарно-гигиенической культуры, что не требует значительных финансовых затрат, но может дать ощутимый эффект. Хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди подрастающего поколения способствует снижению заболеваемости и смертности, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение. Мировой опыт свидетельствует, что эффективность этой профилактической деятельности среди населения исключительно высока.

II. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ

Программа разработана в соответствии с Законом РФ "Об образовании", национальной доктриной о модернизации образования, приказами Министерства образования и Министерства здравоохранения № 176/2017 от 30.05.2002 "О мерах по улучшению процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ", на основании концепции "Охрана здоровья населения Российской Федерации" на период до 2005 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.08.2000 № 1202-р), концепции образовательной программы для педагогов Минобразования РФ и Управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей "Разработка городской и региональной системы профилактики злоупотребления психоактивными веществами детьми и молодежью". Она разработана с учетом актуальных проблем сохранения, укрепления и восстановления здоровья и распространения наркомании среди детей, подростков и молодежи, в целях реализации Федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002 - 2004 годы", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 23.01.2002 № 44, и в соответствии с п. 2 Плана мероприятий Минобразования России от 05.02.2002 № 330, Региональной целевой программы "Образование и здоровье" на 2005 - 2007 годы.
На основании вышеперечисленных документов специалистами Мысковской городской психолого-медико-педагогической комиссии совместно со специалистами городской службы "Анти-СПИД" разрабатывается программа профилактики и пропаганды здорового образа жизни в детской и молодежной среде г. Мыски "Здоровое поколение - здоровое будущее".
Стратегической целью программы является объединение образовательных, социальных и медицинских мер в рамках профилактики, обеспечивающих достижение общего результата:
- формирование, сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения путем реализации мер, направленных на изменение образа жизни субъектов воспитательно-образовательного процесса г. Мыски;
- формирование у подрастающего поколения приоритетного отношения к проблеме личного здоровья, ориентированного на минимизацию факторов, негативно влияющих на здоровье.
Субъективная направленность программы:
- дети
- подростки
- родители
- педагоги
Среда реализации программы:
- образовательные учреждения
- семья
- места досуга
Основные принципы концепции программы:
1. Комплексность.
Согласованное взаимодействие:
- учреждений, отвечающих за различные аспекты системы профилактики в рамках своей компетенции (органы и учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты населения, правоохранительные органы и др.);
- специалистов различных профессий, в функциональные обязанности которых входят различные аспекты профилактики (воспитатели, педагоги, дошкольные, школьные и медицинские психологи, врачи, наркологи, социальные педагоги и социальные работники детства, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних);
- органов управления образованием на муниципальном уровне, а также образовательных учреждений, отвечающих за взаимодействие и координацию различных профилактических мероприятий в русле единой целостной программы комплексной профилактики.
2. Дифференцированность.
Дифференциация целей, задач, средств и планируемых результатов профилактики с учетом, во-первых, возраста. По возрасту наиболее значимо выделение группы детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет), младшего школьного возраста (7 - 10 лет), среднего школьного возраста (11 - 14 лет), старшего подросткового возраста (15 - 16 лет), юношеского возраста (17 - 18 лет) и молодежи (от 18 лет). Во-вторых, степени вовлечения в наркогенную ситуацию. При этом значимо выделение детско-подростковых и молодежных групп, не вовлеченных в наркогенную ситуацию, но относящихся к "группе риска наркотизации", например, лишенных родительского попечения и находящихся в условиях безнадзорности; имеющих различные проблемы в развитии и поведении ("трудные и проблемные" дети и подростки); начавших употреблять наркотики (потребители наркотиков); заболевших наркоманией.
3. Аксиологичность (ценностная ориентация).
Этот принцип включает формирование у детей и молодежи мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и др., которые являются ориентирами и регуляторами их поведения. Принятие общечеловеческих ценностей и норм поведения является одним из основных морально-этических барьеров потребления ПАВ, а в случае заболевания служит основанием для социальной реадаптации и реабилитации.
4. Многоаспектность.
Сочетание различных направлений целевой профилактической деятельности. Ведущими аспектами профилактической деятельности в образовательной среде являются:
социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к пробе и приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков, меняющих психическое состояние;
психологический аспект, направленный на формирование стрессоустойчивых личностных установок, позитивно-когнитивных оценок, а также навыков "быть успешным", быть способным сделать позитивный альтернативный выбор в трудной жизненной ситуации, включая ситуацию предложения наркотиков;
образовательный аспект, формирующий систему представлений и знаний о социально-психологических, медицинских, правовых и морально-этических последствиях злоупотребления ПАВ.
Многоаспектность комплексной профилактики включает также направленность ее воздействия на различные уровни в поле субъект-объектных взаимодействий при осуществлении профилактических мероприятий:
- социально-средовое воздействие, направленное на разрушение групп наркотизирующихся детей и подростков и на создание социальноподдерживающей инфраструктуры;
- воздействие на "саморазрушающее" поведение детей и подростков, вовлеченных в наркотизацию, а также на другие отклоняющиеся ("девиантные") формы поведения детей группы риска;
- воздействие, связанное с индивидуальными или групповыми формами оказания профилактической помощи.
5. Последовательность (этапность).
Принцип последовательности, или этапности, предусматривает, что ее цели и задачи должны быть:
- разделены на общие стратегические и частные (этапные), т.е. не могут быть реализованы одномоментно или аврально, по типу разовой кампании;
- для обеспечения последовательности, или "алгоритма", шагов в реализации системной профилактики в нее должен обязательно входить социально-психологический мониторинг, ориентированный не только на оценку субъективных и объективных факторов распространенности наркотиков, но и на системы социально-психологической поддержки.
6. Легитимность.
Легитимность предусматривает необходимую правовую базу профилактической деятельности. К правовой базе указанной деятельности, безусловно, относятся все нормативные акты о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой. К правовой базе относятся также права и обязанности детей и молодежи, которые затрагиваются в различной степени, когда по отношению к ним осуществляются активные профилактические мероприятия. Таким образом, правовые границы антинаркотической профилактики предусматривают:
- действия, не нарушающие установленную в законе компетенцию органа или лиц, осуществляющих профилактические меры;
- действия, не нарушающие права несовершеннолетнего как гражданина и члена общества, к которому относятся эти профилактические мероприятия.
При этом может возникать правовая ситуация, когда те или иные действия в границах осуществления первичной и вторичной профилактической помощи не запрещены, однако не регламентированы нормативными актами. Например: доврачебная и врачебная диагностика наркотического опьянения в образовательном учреждении; диагностика употребления наркотиков методом тестирования; социальное вмешательство специалиста в семью при риске наркотизации для ребенка.
Следовательно, компетенция органов и лиц, осуществляющих профилактическую работу, и степень взаимодействия различных ведомств и специалистов должны быть закреплены в соответствующих нормативных актах. Это ставит перед участниками системы профилактики специфические задачи: максимальный учет отраслевых законов, их согласование в рамках концепции активной, системной первичной профилактики; использование мирового и российского опыта в правовом обеспечении диагностики употребления наркотиков, организации раннего выявления потребителей и их оздоровления, социально-психологической реабилитации, с одной стороны; защиты их прав и законных интересов - с другой. Для этого необходима соответствующая специальная, в том числе правовая, подготовка специалистов, участвующих в оказании профилактической помощи. Особое внимание должно быть обращено на правовые гарантии прав несовершеннолетнего во всех случаях применения к нему активных профилактических мер, влекущих принуждение и ограничение его прав. Нельзя предоставлять органам и лицам, осуществляющим профилактику,право проводить диагностику наркотического опьянения, употребления ПАВ, не сформировав в том же нормативном акте механизм защиты прав и достоинства ребенка, по отношению к которому осуществляются эти действия.
Основные направления деятельности программы:
1. Образовательное
- обучение педагогов, психологов, социальных педагогов, волонтеров, способных реализовывать программы по профилактике здорового образа жизни, первичной профилактики злоупотребления ПАВ;
- формирование у детей и молодежи ценностной ориентации на здоровый образ жизни.
2. Организационное
- координация деятельности всех участников реализации программы;
- установка межведомственных связей;
- вовлечение в профилактическую деятельность всех без исключения учреждений образования;
- подготовка и проведение массовых мероприятий.
3. Методическое
- создание в образовательных учреждениях атмосферы негативного отношения к ведению нездорового образа жизни, с привлечением к этой работе волонтеров;
- создание городской базы данных и отслеживание по образовательным учреждениям (мониторинг состояния здоровья субъектов образовательного процесса).
4. Информационное
- пропаганда для детей и молодежи ценностей здорового образа жизни;
- выпуск буклетов, брошюр по профилактике и пропаганде здорового образа жизни в образовательных учреждениях;
- участие в работе средств массовой информации по проблеме.
Для обеспечения внедрения системной профилактики и пропаганды здорового образа жизни в детской и молодежной среде города необходимо предварительно решить ряд организационных вопросов:
- учредить Координационный совет;
- создать организационно-методический кабинет при городской психолого-медико-педагогической комиссии, который будет являться учебно-методическим полигоном мероприятий по профилактике и пропаганде здорового образа в образовательных учреждениях.
Кроме того, любым конкретным шагам в области профилактики должно предшествовать создание и утверждение соответствующего городского нормативно-методического обеспечения, полностью учитывающего современные правовые, социальные, педагогические нормы. Наличие указанной нормативно-методической базы позволит непосредственно приступить к реализации мероприятий первого и последующих этапов Концепции.
Предложенная Концепция является основой для разработки конкретных нормативных документов и программ в области профилактики и пропаганды здорового образа жизни в детской и молодежной среде г. Мыски.

III. ПЕРЕЧЕНЬ МЕЖВЕДОМСТВЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И РАБОТ ПО
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ "ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ - ЗДОРОВОЕ БУДУЩЕЕ"
НА 2005 - 2007 ГГ.

   ----T-----------------------T------------T----------------------¬

¦ № ¦ Наименование ¦Исполнители ¦ Эффективность ¦
¦п/п¦ мероприятия ¦ ¦ мероприятия ¦
+---+-----------------------+------------+----------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+---+-----------------------+------------+----------------------+
¦1. ¦Расширение сети образо-¦Комитет по ¦Формирование и сохра- ¦
¦ ¦вательных учреждений ¦образованию,¦нение здоровья подрас-¦
¦ ¦для внедрения профилак-¦ПМПК, ¦тающего поколения в ¦
¦ ¦тической программы ¦МОУ сош № 7 ¦образовательных учреж-¦
¦ ¦здоровьесберегающего ¦ ¦дениях, повышение ¦
¦ ¦сопровождения воспита- ¦ ¦уровня культуры инди- ¦
¦ ¦тельно-образовательного¦ ¦видуального здоровья ¦
¦ ¦пространства ¦ ¦всех участников воспи-¦
¦ ¦ ¦ ¦тательно-образователь-¦
¦ ¦ ¦ ¦ного процесса ¦
+---+-----------------------+------------+----------------------+
¦2. ¦Создание здоровьесбе- ¦Комитет по ¦- Разработка и внедре-¦
¦ ¦регающей среды в ¦образованию,¦ние профилактической ¦
¦ ¦образовательных ¦ПМПК, ¦программы здоровье- ¦
¦ ¦учреждениях города ¦образова- ¦сберегающего сопровож-¦
¦ ¦ ¦тельные ¦дения воспитательно- ¦
¦ ¦ ¦учреждения, ¦образовательного прос-¦
¦ ¦ ¦ГЦСЭН, ¦транства "Мой выбор"; ¦
¦ ¦ ¦МУЗ ЦГБ, ¦- профилактика злоупо-¦
¦ ¦ ¦КДК, ¦требления психоактив- ¦
¦ ¦ ¦кабинет ¦ными веществами в дет-¦
¦ ¦ ¦медицинской ¦ской и подростковой ¦
¦ ¦ ¦профилактики¦среде; ¦
¦ ¦ ¦ ¦- организация воспита-¦
¦ ¦ ¦ ¦тельно-образовательно-¦
¦ ¦ ¦ ¦го процесса с учетом ¦
¦ ¦ ¦ ¦физиолого-гигиеничес- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ких аспектов и индиви-¦
¦ ¦ ¦ ¦дуально-типологических¦
¦ ¦ ¦ ¦особенностей детей; ¦
¦ ¦ ¦ ¦- использование ¦
¦ ¦ ¦ ¦поэтапной комплексной ¦
¦ ¦ ¦ ¦диагностики с целью ¦
¦ ¦ ¦ ¦оптимизации качества ¦
¦ ¦ ¦ ¦предпрофильного и ¦
¦ ¦ ¦ ¦профильного обучения; ¦
¦ ¦ ¦ ¦- психолого-медико-пе-¦
¦ ¦ ¦ ¦дагогическое сопровож-¦
¦ ¦ ¦ ¦дение коррекционно- ¦
¦ ¦ ¦ ¦развивающего обучения ¦
+---+-----------------------+------------+----------------------+
¦3. ¦Организация и проведе- ¦Комитет по ¦- Организация оздоров-¦
¦ ¦ние межведомственных ¦образованию,¦ления учащихся в пери-¦
¦ ¦мероприятий по охране и¦ПМПК, ¦од обучения в образо- ¦
¦ ¦укреплению здоровья ¦МУЗ ЦГБ, ¦вательных учреждениях ¦
¦ ¦подрастающего поколения¦КДК, ¦и в каникулярн. время;¦
¦ ¦и педагогов ¦кабинет ¦- разработка и внедре-¦
¦ ¦ ¦медицинской ¦ние совместных меро- ¦
¦ ¦ ¦профилактики¦приятий по профилакти-¦
¦ ¦ ¦ФСБНОН, ¦ке злоупотребления ПАВ¦
¦ ¦ ¦УФМПиСТ, ¦и ИППП с целью повыше-¦
¦ ¦ ¦отдел ¦ния уровня знаний ¦
¦ ¦ ¦культуры, ¦детей, педагогов и ¦
¦ ¦ ¦СМИ ¦родителей; ¦
¦ ¦ ¦ ¦- создание системы ¦
¦ ¦ ¦ ¦антиалкогольного и ¦
¦ ¦ ¦ ¦антинаркотического ¦
¦ ¦ ¦ ¦воспитания на базе МОУ¦
¦ ¦ ¦ ¦сош № 7; ¦
¦ ¦ ¦ ¦- проведение цикла ¦
¦ ¦ ¦ ¦лекций и практических ¦
¦ ¦ ¦ ¦занятий среди педаго- ¦
¦ ¦ ¦ ¦гов и руководителей ¦
¦ ¦ ¦ ¦образовательных учреж-¦
¦ ¦ ¦ ¦дений по проблеме здо-¦
¦ ¦ ¦ ¦ровьесберегающего ¦
¦ ¦ ¦ ¦руководства образова- ¦
¦ ¦ ¦ ¦тельного процесса; ¦
¦ ¦ ¦ ¦- пропаганда здорового¦
¦ ¦ ¦ ¦образа жизни ¦
+---+-----------------------+------------+----------------------+
¦4. ¦Осуществление комплекс-¦Комитет по ¦- Внедрение качествен-¦
¦ ¦ного мониторинга состо-¦образованию,¦ной здоровьесберегаю- ¦
¦ ¦яния здоровья и адапта-¦ПМПК, ¦щей деятельности; ¦
¦ ¦ции субъектов образова-¦МОУ сош № 7 ¦- создание информаци- ¦
¦ ¦тельного процесса ¦образова- ¦онно-методической базы¦
¦ ¦ ¦тельные ¦о состоянии здоровья ¦
¦ ¦ ¦учреждения, ¦детей и подростков; ¦
¦ ¦ ¦МУЗ ЦГБ ¦- выявление квалифика-¦
¦ ¦ ¦ ¦ционных характеристик ¦
¦ ¦ ¦ ¦школ и создание психо-¦
¦ ¦ ¦ ¦физиологических пас- ¦
¦ ¦ ¦ ¦портов ОУ ¦
+---+-----------------------+------------+----------------------+
¦5. ¦Работа по программе ¦Комитет по ¦Внедрение программы ¦
¦ ¦сохранения репродуктив-¦образованию,¦сохранения репродук- ¦
¦ ¦ного здоровья подрост- ¦ПМПК, МУЗ ¦тивного здоровья под- ¦
¦ ¦ков ¦МУЗ ЦГБ, ¦ростков с целью сниже-¦
¦ ¦ ¦КДК службы ¦ния заболеваний, ¦
¦ ¦ ¦"Анти-СПИД" ¦передающихся половым ¦
¦ ¦ ¦МОУ сош № 7,¦путем, предупреждения ¦
¦ ¦ ¦ОУ, кабинет ¦нежелательной беремен-¦
¦ ¦ ¦медицинской ¦ности ¦
¦ ¦ ¦профилактики¦ ¦
+---+-----------------------+------------+----------------------+
¦6. ¦Интеграция базового и ¦Комитет по ¦- Укрепление здоровья ¦
¦ ¦дополнительного ¦образованию,¦детей с ограниченными ¦
¦ ¦образования ¦ПМПК, ¦адаптивными возможнос-¦
¦ ¦ ¦МУЗ ЦГБ ¦тями; ¦
¦ ¦ ¦ ¦- использование на ¦
¦ ¦ ¦ ¦базе ПМПК методов ран-¦
¦ ¦ ¦ ¦него выявления откло- ¦
¦ ¦ ¦ ¦нений в психофизиоло- ¦
¦ ¦ ¦ ¦гическом развитии де- ¦
¦ ¦ ¦ ¦тей и отработка мето- ¦
¦ ¦ ¦ ¦дов оказания ранней, ¦
¦ ¦ ¦ ¦целевой психолого-пе- ¦
¦ ¦ ¦ ¦дагогической помощи; ¦
¦ ¦ ¦ ¦- методическое обеспе-¦
¦ ¦ ¦ ¦чение по формированию ¦
¦ ¦ ¦ ¦ЗОЖ летних оздорови- ¦
¦ ¦ ¦ ¦тельных городских ¦
¦ ¦ ¦ ¦лагерей ¦
+---+-----------------------+------------+----------------------+
¦7. ¦Учебно-методическое ¦Комитет по ¦- Подготовка и публи- ¦
¦ ¦обеспечение формирова- ¦образованию,¦кация учебно-методи- ¦
¦ ¦ния основ здорового ¦ПМПК, ¦ческих пособий, брошюр¦
¦ ¦образа жизни ¦МУЗ ЦГБ, ¦по средствам и методам¦
¦ ¦ ¦КДК службы ¦воспитания, формирова-¦
¦ ¦ ¦"Анти-СПИД",¦ния знаний и навыков ¦
¦ ¦ ¦кабинет МП ¦здорового образа жизни¦
¦ ¦ ¦ ¦культуры здоровья ¦
¦ ¦ ¦ ¦детей и подростков ¦
+---+-----------------------+------------+----------------------+
¦8. ¦Просвещение и популяри-¦ПМПК, ¦Укрепление и сохране- ¦
¦ ¦зация проблем здоровья ¦МУЗ ЦГБ, ¦ние здоровья через ¦
¦ ¦через средства массовой¦КДК службы ¦средства массовой ¦
¦ ¦информации ¦"Анти-СПИД",¦информации, пропаган- ¦
¦ ¦ ¦кабинет МП ¦дируя здоровый образ ¦
¦ ¦ ¦ ¦жизни ¦
+---+-----------------------+------------+----------------------+
¦9. ¦Организация и проведе- ¦Комитет по ¦Систематизация знаний,¦
¦ ¦ние городской конферен-¦образованию,¦анализ и планирование ¦
¦ ¦ции по здоровьесбереже-¦ПМПК, ¦дальнейшей работы ¦
¦ ¦нию ¦МУЗ ЦГБ, ¦ ¦
¦ ¦ ¦КДК службы ¦ ¦
¦ ¦ ¦"Анти-СПИД" ¦ ¦
¦ ¦ ¦МОУ сош № 7,¦ ¦
¦ ¦ ¦ОУ, ФСБНОН ¦ ¦
+---+-----------------------+------------+----------------------+
¦10.¦Подготовка информацион-¦ПМПК, ¦Повышение уровня зна- ¦
¦ ¦ных материалов для раз-¦КДК службы ¦ний по формированию ¦
¦ ¦личных групп по пробле-¦"Анти-СПИД",¦ЗОЖ участников образо-¦
¦ ¦мам формирования здоро-¦кабинет ¦вательно-воспитатель- ¦
¦ ¦вого образа жизни ¦медицинской ¦ного процесса ¦
¦ ¦ ¦профилактики¦ ¦
¦ ¦ ¦ФСБНОН ¦ ¦
L---+-----------------------+------------+-----------------------


IV. ОЖИДАЕМОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

   ---------T--------------------------T--------------------------¬

¦ № ¦ Наименование мероприятий ¦ Финансовые затраты, ¦
¦ ¦ Программы ¦ тыс. руб. ¦
¦ ¦ +--------T--------T--------+
¦ ¦ ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ 2007 ¦
+--------+--------------------------+--------+--------+--------+
¦4.1. ¦Создание условий, способствующих сохранению и ¦
¦ ¦укреплению здоровья воспитанников образовательных ¦
¦ ¦учреждений города. ¦
+--------+--------------------------T--------T--------T--------+
¦4.1.1. ¦Развитие материально- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технической базы ПМПК и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учреждений ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+--------------------------+--------+--------+--------+
¦4.1.1.2.¦Оснащение оргтехникой ¦ ¦ 90¦ 20¦
+--------+--------------------------+--------+--------+--------+
¦4.1.1.3.¦Приобретение компьютерных ¦ ¦ 15¦ 15¦
¦ ¦диагностических, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программно-технических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средств оценки показателей¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦здоровья и адаптации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦воспитанников, обучающихся¦ ¦ ¦ ¦
+--------+--------------------------+--------+--------+--------+
¦4.1.1.4.¦Оснащение учебных кабине- ¦ ¦ 2¦ 2¦
¦ ¦тов офтальмотренажерами ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+--------------------------+--------+--------+--------+
¦4.1.1.5.¦Оснащение спортивных залов¦ ¦ 15¦ 17¦
¦ ¦необходимым инвентарем и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оборудованием ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+--------------------------+--------+--------+--------+
¦4.1.1.6.¦Оснащение кабинетов ¦ ¦ 200¦ 200¦
¦ ¦психологической разгрузки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦специальным оборудованием ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+--------------------------+--------+--------+--------+
¦4.1.1.7.¦Оснащение медицинских ¦ ¦ 300¦ 300¦
¦ ¦кабинетов оборудованием ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+--------------------------+--------+--------+--------+
¦4.1.2. ¦Приобретение канцелярских ¦ ¦ 20¦ 25¦
¦ ¦товаров ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+--------------------------+--------+--------+--------+
¦4.1.3. ¦Обеспечение междугородней ¦ ¦ 7¦ 8¦
¦ ¦связью. Internet ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+--------------------------+--------+--------+--------+
¦4.1.4. ¦Организация и проведение ¦ ¦ 60¦ 70¦
¦ ¦мероприятий ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+--------------------------+--------+--------+--------+
¦Итого по годам: ¦ ¦ 709¦ 657¦
+-----------------------------------+--------+--------+--------+
¦Всего: ¦ 1466 ¦
L-----------------------------------+---------------------------



   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru