Законодательство
городов Южного Кузбасса

Беловский р-н
Гурьевский р-н
Кемеровский р-н
Ленинск-Кузнецкий р-н
Междуреченский р-н
Новокузнецкий р-н
Прокопьевский р-н
Таштагольский р-н
Южный Кузбасс

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации г. Междуреченска от 29.05.2006 № 733-п
"О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА Г. МЕЖДУРЕЧЕНСКА НА 2006 - 2010 ГОДЫ"
(вместе с "КОНЦЕПЦИЕЙ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ, ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ И БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ГОРОДЕ МЕЖДУРЕЧЕНСКЕ НА 2006 - 2010 ГОДЫ")

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА МЕЖДУРЕЧЕНСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2006 г. № 733-п

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА Г. МЕЖДУРЕЧЕНСКА
НА 2006 - 2010 ГОДЫ

Во исполнение распоряжения Коллегии Администрации области от 21.12.2005 № 1436-р "О Концепции развития потребительского рынка Кемеровской области до 2010 года", в целях дальнейшего совершенствования и улучшения инфраструктуры потребительского рынка и сферы услуг:
1. Одобрить Концепцию развития потребительского рынка города Междуреченска на 2006 - 2010 годы согласно приложению.
2. Управлению потребительского рынка, услуг и поддержки предпринимательства (И.Г. Дудоладова), Управлению архитектуры и градостроительства (Л.П. Зыкова), Комитету по управлению имуществом муниципального образования "Междуреченский городской округ" (А.В. Башкатов):
2.1. Формировать торговую политику в городе в соответствии с Концепцией развития потребительского рынка г. Междуреченска на 2006 - 2010 годы.
2.2. Разработать план мероприятий развития предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания в срок до 01.12.2006.
3. Рекомендовать руководителям предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания осуществлять деятельность предприятий с учетом Концепции развития потребительского рынка г. Междуреченска на 2006 - 2010 годы.
4. Отделу по работе со СМИ (Н.А. Гуляева) опубликовать в изложении настоящее Постановление в СМИ.
5. Контроль за исполнением данного Постановления возложить на заместителя Главы города Междуреченска по экономике и финансам О.Г. Никитину и заместителя Главы города Междуреченска по развитию города и района С.А. Губарева.

Глава
города Междуреченска
С.Ф.ЩЕРБАКОВ





Приложение
к Постановлению Администрации
города Междуреченска
от 29.05.2006 № 733-п

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ, ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ И БЫТОВОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ В ГОРОДЕ МЕЖДУРЕЧЕНСКЕ НА 2006 - 2010 ГОДЫ

Введение

Настоящая Концепция развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания в городе Междуреченске (далее - Концепция) разработана в соответствии с Концепцией развития потребительского рынка Кемеровской области до 2010 года, одобренной распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 21.12.2005 № 1436-р "О Концепции развития потребительского рынка Кемеровской области до 2010 года".
Целью разработки Концепции является определение направлений развития оптовой, розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, для наполнения рынка современными высококачественными товарами и услугами, достижение на этой основе роста занятости, доходов и благосостояния населения города.
Концепция рассматривает вопросы современного состояния и перспектив дальнейшего развития отраслей потребительского рынка в городе. Она направлена на поддержку торговли, общественного питания и бытового обслуживания и призвана содействовать развитию экономики города и удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах, улучшению взаимодействия Администрации города Междуреченска с предпринимателями.
Концепция представляет собой совокупность целей и задач, а также конкретных мер, направленных на реализацию поставленных задач. Основным организационным документом по реализации Концепции является ежегодно утверждаемый Постановлением Главы города план мероприятий по развитию потребительского рынка города Междуреченска.

I. Современное состояние потребительского рынка города
Междуреченска

За период реформ на потребительском рынке города Междуреченска произошли коренные экономические и социальные изменения. При этом решены главные задачи: сформирована рыночная инфраструктура отрасли, созданы организационные, экономические и правовые условия для дальнейшего развития потребительского рынка на базе частной предпринимательской инициативы.
В результате приватизации и коммерциализации сектор частного предпринимательства занял ведущее положение на потребительском рынке. На его долю приходится 99,6% от общего объема розничного товарооборота, общественного питания и реализации бытовых услуг. Субъектами потребительского рынка в равной степени являются предприятия различных организационно-правовых форм и индивидуальные предприниматели.
Сформировалась динамичная конкурентная среда, высокая предпринимательская активность, в результате которой увеличилось количество и разнообразие торговых предприятий. Потребительский рынок сегодня - один из важных источников пополнения доходной части бюджета города и увеличения занятости населения.
В этих условиях основными средствами воздействия органов местного самоуправления на процессы развития потребительского рынка стали межотраслевая координация и правовое регулирование этих процессов, а также саморегулирование участников хозяйственных отношений.
Такая координация и реализация активной политики Администрации города Междуреченска в сфере потребительского рынка в сочетании с частной предпринимательской инициативой, свободным ценообразованием, развитием конкурентной среды и другими факторами рыночной экономики обеспечили высокую насыщенность потребительского рынка товарами и услугами в широком ассортименте.
Каковы же основные итоги развития потребительского рынка за последние 2001 - 2005 годы?
В целом потребительский рынок характеризуется как стабильный, с высокими темпами роста потребительских услуг, соответствующим уровнем насыщенности товарами, серьезными преобразованиями торговой сети.

Торговля и общественное питание

В этот период в сфере торговли сложилась устойчивая тенденция к росту объемов розничного товарооборота не только в стоимостной, но и в товарной массе. Это одна из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики города. Ежегодный темп прироста в последние годы составляет 17% (по области - 15%). Оборот розничной торговли вырос в текущих ценах с 2,4 млрд. руб. в 2001 г. до 7,4 млрд. руб. в 2005 г., или в 3 раза (по области - в 2 раза), в сопоставимых ценах - в 2 раза (по области - в 1,5 раза).
Оборот розничной торговли на душу населения в 2005 году составил 71 тыс. рублей - это 3 место по области после Кемерово (85 тыс. руб.) и Новокузнецка (73 тыс. руб.), индекс физического объема к уровню 2001 г. - 202% (по области - 156%), т.е. в среднем каждый житель города приобрел более чем в 2 раза больше товаров, чем в 2001 году.
Оборот общественного питания на душу населения в 2005 году достиг 2935 рублей и увеличился по сравнению с 2001 г. на 286%.
Одна из положительных тенденций в развитии торговли, наметившихся в последние годы, - это увеличение доли покупок товаров в организованной торговой сети. В 2005 году розничный товарооборот на 90% формировался торгующими организациями, а продажа товаров на рынках составила 10% (2001 г. - 25%). Это свидетельство того, что розничная торговля приобретает все более и более цивилизованный характер. Большинство магазинов ориентируется на удовлетворение потребностей населения с разным уровнем доходов, а качество товаров в стационарной розничной сети значительно выше. Кроме того, с ростом доходов населения фактор цены (что является преимуществом рыночной торговли) уже не всегда является определяющим при выборе места совершения покупки, и покупатели отдают предпочтение торговым точкам с большим уровнем комфорта и более высоким уровнем обслуживания.
В отрасли наблюдается стабильная тенденция к увеличению числа работающих, создаются новые рабочие места. Только за 2005 год численность занятых в торговле и общественном питании увеличилась на 346 человек и составила более 6,3 тыс. человек.
Повысилась налоговая эффективность отрасли. В 2005 году от предприятий поступило 126 млн. рублей налоговых платежей (в том числе в местный бюджет - около 45 млн. руб.), это на 30% больше, чем в 2004 году.
Сегодня торговлю и общественное питание в городе представляют 575 (2001 г. - 469) предприятий, из них: 376 магазинов, 94 предприятия общественного питания и 105 предприятий мелкорозничной торговли.
Только за 2005 год открыто 22 объекта потребительского рынка на 346 рабочих мест. За счет нового строительства, расширения и реконструкции предприятий прирост торговых площадей составил 2,6 тыс. кв. метров, число посадочных мест на предприятиях общественного питания - 223.
Среди новых и реконструированных объектов потребительского рынка, введенных за 2005 год, наиболее заметные: "Комаровский рынок" (ООО ПКП "Умит", руководитель Деринг Валерий Оттович) площадью 1461 кв. м, торговый центр "Метелица" (некоммерческое партнерство "Метелица", руководитель Романова Вера Ивановна) площадью 650 кв. м, магазин электротоваров "Холод" (ООО ЦТО "Холод", руководитель Колесников Денис Иванович) площадью 340 кв. м и др.
Появились новые интересные предприятия общественного питания:
кафе-бар "Cinema club" (ИП Сагалаков Сергей Александрович) на 70 посадочных мест, кофейня "Coffee story" (ООО "Джин и К", руководитель Тривайлов Александр Анатольевич) на 28 посадочных мест.
Что касается обеспеченности населения торговой площадью (норматив по СНиП 2.07.01-89 - 280 кв. метров на 1 тыс. человек), то по состоянию на 1 января 2006 года она составила 126% от норматива (по области - 119%).
Происходит качественное изменение материально-технической базы предприятий отрасли - все больше магазинов переходят на использование современных методов обслуживания и новейших торговых технологий.
Развиваются розничные торговые сети как городского масштаба, в том числе: торговая сеть ООО ПКП "Умит" (руководитель Деринг Валерий Оттович), ООО "Каравай" (Горлова Надежда Николаевна), ООО "Фараон" (Майоров Виктор Михайлович), ООО "Евразия плюс" (Колесников Вадим Анатольевич) и др., так и общероссийских операторов по продаже бытовой техники и мебели: "Электрик-Сити", "Эльдородо", "Сибвез", "Шатура-мебель".
Развитие торговых сетей положительно сказывается на качестве жизни населения. Сетевым структурам гораздо легче создать широкий ассортимент товаров и высокий уровень обслуживания, внедрять новейшие технологии, более современные методы работы с клиентами. Кроме того, за счет большого объема закупок они получают большие скидки от поставщиков, а следовательно, могут поддержать более низкий уровень цен, чем отдельные магазины.

Социально ориентированная торговля

Сегодня, когда доходы населения в значительной мере дифференцированы, одной из главных проблем развития потребительского рынка области является обеспечение ценовой доступности товаров и услуг для всех социальных групп населения.
Поэтому одной из основных задач, на решение которых направлены усилия Администрации города в сфере потребительского рынка, является развитие социально ориентированной торговли, услугами которой, в первую очередь, пользуются малообеспеченные категории населения, ветераны, пенсионеры.
В городе действует 3 социально ориентированных торговых предприятия - это магазин "Губернский" (ООО "Каравай", руководитель Горлова Надежда Николаевна), реализующий продукты питания с торговой надбавкой не более 10%, "Пенсионер" (ООО "Евразия плюс", Колесников Вадим Анатольевич) и "Народный" на базе ОАО "Новокузнецкий хладокомбинат" (Бачурин Сергей Михайлович) с торговой надбавкой не более 12%.
К этой же категории нужно отнести и комиссионные магазины, он в городе 1, и 2 магазина "Second hand". Но надо сказать, что спрос в этих форматах в последние годы сокращается. И связано это, в первую очередь, с наличием широкого ассортимента дешевой одежды и обуви на рынках и в магазинах города.
Основная цель создания социально ориентированных торговых предприятий - улучшение обеспечения социально незащищенных категорий населения высококачественными продовольственными и промышленными товарами по доступным ценам.

Бытовое обслуживание населения

Рынок бытовых услуг по сравнению с рынком товаров развивается в городе более медленными темпами. Эта сфера в меньшей степени привлекает частных инвесторов, поскольку вливание капитала не дает такой быстрой отдачи, как от торгово-посреднической деятельности.
За 2005 год населению города Междуреченска оказано бытовых услуг на 128 млн. 300 тыс. рублей, или 115% к уровню 2004 года (по области - 104%).
В среднем по городу объем бытовых услуг на душу населения составил в прошлом году 1222 рубля (в 2004 г. - 905 рублей). Это 4 место после Кемерово - 2253 рубля, Новокузнецка - 2324 рубля и Прокопьевска - 1685 рублей.
Населению города предоставляется около 300 видов различных бытовых услуг. Наиболее востребованы такие виды услуг, как парикмахерские (19,5%), техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (15,4%), ремонт и строительство жилья и других построек (12%) от всего объема бытовых услуг. Несмотря на то, что в последние годы появляются и развиваются новые виды бытовых услуг: обслуживание и прокат компьютерной техники, прокат свадебных платьев, услуги дизайна, кино-, фотолабораторий, нянь, гувернанток, уборка квартир, доставка продуктов, цветов и т.д., ассортимент предлагаемых бытовых услуг достаточно ограничен. В городе крайне слабо развиты услуги химической чистки одежды, прачечных, отсутствуют прачечные индивидуальной стирки белья и самообслуживания.
Бытовые услуги населению города оказывают 280 предприятий различных форм собственности (включая индивидуальных предпринимателей). В отрасли занято около 1400 человек.
Основная часть предприятий бытового обслуживания имеют слабую материально-техническую базу, медленно внедряются современное оборудование и передовые технологии; низкий уровень рентабельности, длительные сроки окупаемости сдерживают привлечение в отрасль необходимых инвестиций.
В 2005 году в городе открыто 11 предприятий бытового обслуживания на 58 рабочих мест. Обеспеченность населения бытовыми услугами составляет 133%, т.е. 12 рабочих мест на 1000 жителей при нормативе 9 (по области - 6).
В целом итоги развития потребительского рынка города Междуреченска свидетельствуют о наличии предпосылок его дальнейшего динамичного качественного и количественного роста.

II. Цели и задачи развития потребительского рынка города

Целью Концепции является обеспечение устойчивого функционирования и стабильного развития потребительского рынка города, удовлетворение потребностей жителей города в товарах, бытовых услугах и услугах общественного питания в широком ассортименте, по доступным ценам при гарантированном качестве и безопасности.
Для достижения поставленной цели целесообразно решение следующих задач:
- формирование оптимального размещения сети объектов потребительского рынка;
- развитие инфраструктуры потребительского рынка и услуг;
- формирование социально ориентированной системы торгового обслуживания, обеспечивающей ценовую доступность продовольственных товаров для всех социальных групп населения;
- формирование развитой системы товародвижения, создающей благоприятные условия для повышения эффективности функционирования потребительского рынка;
- создание благоприятных условий для развития предпринимательства в сфере потребительского рынка;
- развитие конкуренции на потребительском рынке;
- развитие механизмов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
- формирование нормативного правового и информационного обеспечения потребительского рынка;
- обеспечение безопасности и качества производимых и реализуемых товаров, торговых, бытовых услуг и услуг общественного питания;
- развитие кадрового потенциала и повышение квалификации кадров.

III. Основные направления развития потребительского рынка
города Междуреченска

III.1. Основные направления развития оптовой торговли

Основной задачей развития оптовой торговли города является формирование развитой системы товародвижения, создающей благоприятные условия для повышения эффективности функционирования потребительского рынка и обеспечения продовольственной безопасности.
Считать основными направлениями развития оптовой торговли в городе:
- создание условий для уменьшения доли посредников в объеме рынка, совершенствование системы товародвижения с использованием современных информационных технологий и электронной торговли, повышение эффективности использования существующей материально-технической базы оптовых структур, техническое переоснащение и модернизация складских площадей, привлечение капитала в развитие инфраструктуры оптовой торговли;
- создание системы оптовых складов позитивно повлияет на снижение цен на товары, создаст барьеры для поступления на потребительский рынок некачественной продукции.

III.2. Основные направления развития розничной торговли

Концепция исходит из того, что розничная торговля призвана существенно улучшить качество обслуживания населения при расширении своего типового разнообразия, территориального развития и доступности.
Считать основными направлениями развития розничной торговли:
- качественное улучшение структуры стационарной торговой сети за счет дальнейшего открытия крупных современных торговых объектов (супермаркетов, торгово-развлекательных комплексов, магазинов-складов и т.д.);
- создание эффективной конкурентной среды как фактора сдерживания роста цен;
- развитие сетевого принципа организации торговли с привлечением в город крупных компаний, занимающихся созданием и эксплуатацией торговых сетей;
- обеспечение условий для создания в жилых кварталах магазинов в радиусе пешеходной доступности;
- упорядочение мест размещения мелкорозничной торговой сети;
- модернизацию городских рынков и мелкорозничной торговой сети;
- увеличение торговых мест на рынках для продажи сельхозпродукции, произведенной хозяйствами, фермерами и садоводами-огородниками;
- создание объектов торговли, обеспечивающих ценовую доступность товаров для малообеспеченного населения;
- развитие магазинов с современной технологией продаж и компьютерным обеспечением;
- выделение специальных зон для проведения уличных ярмарок;
- обеспечение развития разнообразных форм торгового обслуживания с приоритетным внедрением прогрессивных технологий продаж: самообслуживания, салонной торговли, приема заказов с доставкой товаров на дом, продажи товаров по образцам и расширения спектра дополнительных услуг;
- развитие электронной торговли;
- открытие в отдаленных малонаселенных пунктах торговых объектов в соответствии с городской Программой развития инфраструктуры частного сектора.

III.3. Основные направления развития общественного питания

Одной из приоритетных задач в сфере общественного питания области является создание многообразия предприятий общественного питания, отвечающих особенностям современного состояния социально-экономического развития города, в том числе:
- развитие предприятий "быстрой еды и быстрого обслуживания" (фаст-фуд);
- развитие предприятий форматов "еда-отдых" (кофейни, пивные бары и пабы);
- развитие демократичных ресторанов, рассчитанных на публику в среднем ценовом интервале, в том числе предприятия смешанного типа, таких как: ресторан-кафе, ресторан-клуб, ресторан-пиццерия;
- развитие предприятий ресторанного сервиса, осуществляющих выездное обслуживание (кейтеринг).

III.4. Основные направления бытового обслуживания населения

Основной целью развития сферы бытового обслуживания населения в прогнозируемый период является удовлетворение растущего спроса населения города на услуги предприятий бытового обслуживания.
Основными путями решения поставленной задачи могут стать:
- развитие крупных технических центров в части оказания услуг по ремонту и техническому обслуживанию бытовой техники и радиоэлектронных приборов;
- развитие сети комплексных предприятий бытового обслуживания (мини-дома быта), оказывающих услуги повседневного спроса;
- развитие услуг по химической чистке одежды и стирке белья методом самообслуживания;
- развитие услуг по приему заказов на обслуживание по телефону и сети Интернет;
- создание и модернизация небольших объектов бытового обслуживания, размещенных в торговых зонах, расположенных в районах массового проживания населения и интенсивных пассажиропотоков;
- предоставление площадей под объекты бытового обслуживания в строящихся крупных торговых центрах.

IV. Регулирование сферы потребительского рынка

Новая ситуация на потребительском рынке требует качественно иных решений в области муниципального регулирования этой сферы. Его осуществление должно основываться на соблюдении следующих основополагающих принципов:
- отказ от управления хозяйственными субъектами и ориентация на управление процессами, протекающими на потребительском рынке;
- сведение административного воздействия к нормативно-правовому регулированию.
Концепция исходит из того, что в условиях свободной экономики вмешательство органов власти в развитие экономических процессов на потребительском рынке допустимо лишь для устранения возможных отрицательных последствий при смещении основных направлений его развития.
Стратегической целью регулирования торговой деятельности должно стать создание необходимых условий, при которых можно своевременно контролировать насыщение потребительского рынка, его безопасность и соблюдение интересов покупателей.
Основными задачами регулирования сферы потребительского рынка на городском уровне считать:
- развитие конкурентной среды и предупреждение возможных проявлений монополизма на потребительском рынке;
- развитие и совершенствование торговой инфраструктуры, обеспечивающей цивилизованные формы ведения торговой деятельности;
- укрепление нормативно-правовой базы в сфере торговли и услуг;
- эффективный контроль за торговлей и предприятиями общественного питания и бытового обслуживания в части соблюдения качества и безопасности реализуемых товаров, уровня предоставляемых услуг и законодательства по защите прав потребителей;
- защита внутреннего рынка на основе поддержки местных товаропроизводителей;
- регулирование и совершенствование инвестиций, лицензирования, кредитования, налогообложения;
- поддержание необходимых товаропотоков для обеспечения муниципальных нужд.
Администрация города должна заниматься конкретными вопросами торгового обслуживания, развития и размещения сети предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, регистрацией хозяйствующих субъектов, сбором оперативной и статистической информации.

V. Основные задачи торговли по реализации региональной
программы здорового питания населения

1. Создание сети магазинов и отделов по продаже здоровых экологически чистых продуктов питания, в том числе вырабатываемых предприятиями области.
2. Внедрение обогащенных продуктов (хлеб, напитки, молочные продукты) питания в систему общественного питания.

VI. Основы обеспечения безопасности и качества товаров
и услуг

1. Пропаганда дальнейшего развития систем добровольной сертификации услуг торговли, общественного питания, бытового обслуживания.
2. Совершенствование проведения совместных плановых комплексных проверок с территориальным отделом Роспотребнадзора, станцией по борьбе с болезнями животных (ветнадзор), УВД по г. Междуреченску.

VII. Кадровое обеспечение деятельности отраслей
потребительского рынка

Основной целью работы по улучшению кадрового потенциала отраслей потребительского рынка является формирование на предприятиях торговли, общественного питания и бытового обслуживания персонала, обладающего современными знаниями, опытом профессиональной деятельности, высокой культурой.
Основными направлениями совершенствования этой работы могут стать:
- укрепление сотрудничества с отраслевыми вузами, средними специальными и профессиональными учебными заведениями для подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников отраслей потребительского рынка;
- введение системы непрерывного повышения профессиональной квалификации в соответствии с требованиями рынка руководителей предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, отвечающей современным требованиям рынка;
- формирование положительного имиджа предприятий торговли общественного питания и бытового обслуживания.

VIII. Заключение

Принятие Концепции в качестве руководящего документа должно послужить разработке ежегодного плана мероприятий по ее реализации. План мероприятий может аккумулировать в себе элементы других целевых программ и планов развития потребительского рынка и услуг города Междуреченска.

Начальник Управления
потребительского рынка,
услуг и поддержки предпринимательства
И.Г.ДУДОЛАДОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru